«КРЫМ ВСЕГДА БЫЛ РУСКОМ»07 Июнь 2014

«КРЫМ ВСЕГДА БЫЛ РУСКОМ»

Беседа Ирины Евсиной с иереем Владимиром Михальцовым, настоятелем храмов в честь Великомученика Целителя Пантелеймона и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), зав. кардио­логическим отделением Рязанско­го военного госпиталя. (Газета «Благовест» № 5(245) май 2014 г.

— Сердца наши рыдают о том, что сейчас происходит на Украине. У боль­шинства из нас там есть родствен­ники, знакомые. Радуемся, что Крым с нами. Знаю, что у вас там тоже много родственников. Ваши родные были знакомы со святителем Войно-Ясенецким, чья икона совсем недавно, когда все эти события происходили в Крыму, плакала в греческом мона­стыре. Какими были ваши чувства, когда Крым при­соединился к России? Как вы воспринимаете это важное для страны событие?

Крым всегда был рус­ским. Мои родители жили там, многие близкие люди. Отец служил в Крыму и был похоронен на кладбище в Джанкое. Крым — это земля, как говорил архимандрит Авель (Македонов), со6диняющаяся с раем. С этой земли к нам пришла православная вера. Равноапо­стольный князь Владимир там уверовал в Господа, крестился, и на месте его крещения, в Херсонесе, стоит храм. Большинство населения в Крыму всегда было русскоязычным, стиль жизни и сама речь оставались русски­ми. Н.С.Хрущев в свое время сделал незаконный подарок Украине в виде Крымского полуострова, но при СССР разделения не чувствовалось, а по­чувствовалось тогда, когда произошел развал страны на так называемые со­дружества независимых государств.

    В 90-х годах XX века началась на­сильственная украинизация Крыма, сокращение русских школ, русского языка… Да и сейчас лидеры правого сектора беззастенчиво заявляют, что Крым будет либо безлюдным, либо украинским. Но, слава Богу, для России такое радостное событие, как при­соединение Крыма, свершилось, и эта земля — жемчужина исконного право­славия с нами.

— От священников слышала, что Господь попустил события на Украине за отход от православной веры, Церковь – за филаретовский раскол, процветающее на Западе униатство.

В Крыму с большой болью воспринимали ситуацию раскола. Самостийники, самопровозглашенные автокефалисты, католики всегда пытались проникнуть в этот благодатный край, навести смуту, развести православный народ. Пытались туда проникнуть и филаретовцы, но в Крыму основная масса верующих всегда была строго ортодоксально-православной. В на­роде не терпелось какое-то отклоне­ние от истины православия. Еще во времена святителя Луки туда пытались приехать священники с Западной Украины, потому что это место краси­вое, богатое и фруктами, и овощами, и народом верующим. Но архиепископ Лука строго стоял в вере, не допускал полукатоликов, униатов. Крым – это православная земля, и это во многом определило ситуацию ныне.

В Киеве, я уже не говорю про за­падную Украину, где все шло в сторону униатства, автокефалии, в сторону национальных воззрений вплоть до Адама и Евы. До смешного дошли: чуть ли не престол желто-голубой стали делать, и «Отче наш» на украинском читать: «Батько наш…». Ведь это надо же так унизить славянский язык ро­доначальник всех языков, являющий­ся священным языком! Ситуация на Украине явно, следствие оскудения веры. Помните, зимой в самый раз­гар майдана в Киев привозили Дары волхвов. Если в Москве к этой святыне тянулись многокилометровые очере­ди, то в Киево-Печерскую Лавру при­текал маленький ручеек верующих.

— Надеялись ли ваши родственники в Крыму все 20 лет вернуться в Россию?

Конечно! Отец мой даже паспорт не менял, несмотря на сложности, с этим связанные, не воспринимал укра­инскую власть… Но мама, и сестра, и другие родственники паспорт получи­ли, потому что надо было как-то жить.

Но люди думали, мыслили по-русски и считали себя русскими. Восприняли ситуацию с присоединением с радо­стью, воодушевлением. Конечно, они боялись вооруженных столкновений, чего можно бояться сейчас в Донецкой, Луганской, в той же Харьковской об­ластях. Но Господь благословил, и все как-то произошло чудесным образом. Конечно, надо благодарить Бога за эти обстоятельства, несмотря на то, что будет трудно. Крым это точка подъема России. Впервые за последнее время Русь при­растает такой территорией, да еще какой колыбелью благо­словенной Руси?

— События на Украине со­ставляют основу всех инфор­мационных программ цен­тральных каналов TV и радио, но о значении религиозного фактора происходящегопрактически ничего не говорится.

Церковь всегда была гонима и всегда спокойно, без шума делала свое дело, поддерживала тех, кому тяжелее всех. Вот шла чеченская война, в госпитали привозили само­леты раненых, и кто поддержал нас, в первую очередь, в госпиталях? Рус­ская Православная Церковь. Ведь мы могли перевязать солдата, сделать операцию, накормить, но изранен­ные души полностью мы не могли излечить. А пришли иеромонахи из Иоанно-Богословского монастыря, и пошла тогда большая поддержка, духовная помощь нашим солдатам, и офицерам. В Окопах не бывает атеи­стов, среди тяжелобольных тоже, и в тяжелой ситуации люди вспоминают Бога. Я думаю, что мирное присоеди­нение Крыма произошло благодаря единству Русской Православной Церкви в Крыму. Если затрагивается вера и захватчики пытаются изменить ее устои, то русский народ, как это было при татаро-монгольском нашествии, поднимается во весь рост, и находятся полководцы, которые потом становятся святыми, как Дмитрий Донской, и ведут его к победе. Никто не способен победить человека, когда за ним стоит Бог. Если все мы будем опираться на Всемогущего Бога, то никто: ни санкции, ни Запад, ни весь мир нас не победят.

Беседа Ирины Евсиной со свя­щенником Владимиром Михальцовым, настоятелем храмов в честь великомученика целителя Пантелеймона и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), зав. кардио­логическим отделением Рязанско­го военного госпиталя. (Газета «Благовест» № 5(245) май 2014 г.